Приобщение детей-сирот к духовно-нравственным и социокультурным ценностям

Приобщение детей-сирот к духовно-нравственным и социокультурным ценностям

Ксения Петрова

Научный руководитель: С.В.Сидоров, к.п.н.,доц.    


Личностное становление детей-сирот волнует исследователей педагогики десятки лет. Проблема сиротства в мире существовала всегда. Однако в каждом временном периоде причины интенсивности сиротства были различными. В современной России общество столкнулось проблемой социального сиротства. Дети в интернатах и детских домах являются социальными сиротами, так как их родители находятся в местах лишения свободы, отказались от родительских прав или вовсе их лишены.

В настоящее время насчитывается около 650 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Рост социального сиротства, приумножение числа  воспитанников интернатов и детских домов связаны со снижением  уровня духовно-нравственного развития, как в  современном обществе в целом, так и в самих учреждениях. Р. М. Куличенко указывает, что специфические условия, связанные с духовно-нравственным развитием детей-сирот приводят к трудностям адаптации в обществе, вследствие чего у детей появляется чувство ненужности, нереализованности [2]. Как следствие – большинство воспитанников интернатных учреждений не уверено в завтрашнем дне, не готово продуктивно взаимодействовать с окружающим миром.
В связи с выделенными проблемами, возникает необходимость их решения. Так как школа-интернат для детей-сирот, остается на данный момент главным и, возможно, единственным центром нравственного воспитания и развития,  особое значение  приобретает роль педагога. Основной задачей  педагогов, которые работают с детьми-сиротами, является помощь в нахождении общего языка с коллективом сверстников и создание благоприятного психологического климата [4].

К сожалению, в интернатных учреждениях, взрослые пытаются «воздействовать» на ребенка, а не «взаимодействовать». Они хотят добиться строгой дисциплины не активности и инициативы. Жизнь ребенка строго регламентирована. Сирота не проявляет искренней заинтересованности, так как остается мало места для его собственных желаниях и чувствах, для помощи и поддержки. Любое нарушение порядка осуждается, что может привести к нарастанию  пассивности и протеста. Такой подход разрушает и деформирует не только личность ребенка, но и личность педагога, который мешает получать удовлетворение от процесса обучения и результата своей работы. Дети не получают нормального социального опыта.
Дети нуждаются в такой атмосфере, которая будет наполнена позитивными человеческими эмоциями. Для этого педагоги могут провести специально разработанных занятий, направленных, на создание в коллективе детей дружеской атмосферы и доверия, на развитие позитивного самоотношения [1]. Также специалисты могут сформировать у сирот навыки сотрудничества и взаимодействия, способы выражения эмоций, научить будущее поколение совладать с гневом и агрессией.

Самым главным остается личность педагога. Его профессионализм не должен быть синонимом доброго отношения. Педагог должен развивать свои главные профессиональные качества: умение не просто разговаривать с детьми, а умение слушать и слышать их, умение помочь найти выход в каждой отдельной ситуации с каждым индивидуальным ребенком, способность управлять собой, умение эффективно общаться с людьми, добиваться авторитета, навыки воздействия на других людей. Такая работа возможна, если взрослый - педагог значим для ребенка и имеет с ним глубокий эмоциональный контакт. Работа с такими детьми требует от педагогов большой наблюдательности, преодоления внутреннего недоверия педагогического такта и доброжелательности [6].

В. С. Мухина [3], обращаясь к зарубежному опыту работы с детьми-сиротами приводит результаты исследования английского психоаналитика Джона Боулби, показавшего, что дети, которые растут сиротских приютах и детских домах, часто страдают различными проблемами, включая эмоциональные. Он назвал их «личностями, лишенными любви», поскольку эти дети не могут устанавливать и поддерживать продолжительные и позитивные отношения с окружающими. Еще один психоаналитик, Дональд Винникотт, пишет, что если ребенок лишается хорошего окружения или это окружение никогда не существовало, то меняется все эмоциональное развитие человека, подавляется способность любить, появляется ненависть.

Оказывается,  существует некая взаимосвязь между эмоциональными проблемами у детей и отсутствием материнской любви. Но это можно преодолеть. Нужно просто попытаться найти правильный подход к ребенку, научится формировать у него отношения привязанности к близкому человеку. Этим человеком может оказаться и педагог. Если это удалось, то в дальнейшем ребенок сможет справляться со страхом и тревогой потерять любимый объект, сможет выстраивать отношения с внешним миром. Преподаватели должны сделать всё возможное, чтобы сохранить  духовно-нравственные, образовательные и социокультурные ценности учащихся. Именно они, уделяя этой проблеме важнейшую роль в своей педагогической деятельности,  имеют реальную возможность педагогического влияния на своих воспитанников.

В работе педагога с такими детьми можно выделить следующие основные направления: эстетическое, патриотическое, физическое воспитание, культура поведения и  изучение традиций. Конечно, это работа очень сложная и имеет много проблем, потому что в настоящее время в педагогике ценностные ориентиры вступили в противоречия с общим развитием ученика. Педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами: негативным  влиянием прошлого  окружения, кризисом подросткового возраста, изменившимися условиями жизни общества, асоциальным поведением. Но все же от ценностных ориентаций педагога зависит атмосфера образовательного процесса и качество учебно-воспитательной работы, а также сам духовный потенциал будущего  поколения, образованием которого он занимается [6]. 

Младшие школьники все же осознают социальные ожидания и пытаются ориентироваться на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, его отношение к людям, к природе, к животным, к результатам человеческого труда. Всё это определяет нравственную активность [5]. Поэтому прививать духовно-нравственные ценности и мораль нужно еще в детстве.
Таким образом, грамотно организованная и воплощенная в жизнь психолого-педагогическая работа по развитию у сирот социально-культурных ценностей, способствует формированию их социальной активности, подготовке воспитанников к жизни после выхода из детского дома, обеспечивает общую направленность поведения личности, выработке духовно-нравственных ориентиров и социально значимых целей.

Литература
1. Брутман В. И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей – М.: Педагогика, 1994. – кн. 1. – 182 с.
2. Куличенко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельности : моногр. – М.: Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. – 240 с.
3. Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. – М. 2001.
4. Скибинский С. Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей : автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1997. – 17 с.
5. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001. – 128 с.
6. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2002. – 310 с.